Работа воспитателя с родителями по проектной деятельности. Проект по взаимодействию с родителями. Деятельность научно-методической службы

Проект по взаимодействию с родителями

«Детский сад и семья- настоящие друзья».

Никифорова С.С

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

База реализации проекта : МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта : У становление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

Задачи :

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования : план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

- единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

Доброжелательный стиль общения;

Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями: - анкетирование;
- тематические консультации;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;

Совместные экскурсии;

Создание стенгазет.

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы :

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность :

    изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

    Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования

Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

    Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

    изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

    наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

- проведение ряда запланированных мероприятий

Организация встреч с участниками данного проекта;

Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

Практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

Проведение совместных мероприятий с родителями.

План совместной деятельности.

Сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ноябрь

1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

2.Наглядная агитация «уголок здоровья»

3. Консультация «Права и обязанности родителей».

4. Развлечение «Осенины»

5.Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка».

6. Выставка рисунков «Моя семья»

7.Создание и оформление альбомов «Золотая осень»

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, родители

Педагоги, дети, родители.

Педагоги, родители, психолог.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители, дети.

Декабрь

1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

2.Тематическая консультация «Игры зимой».

3. Беседа «Рука развивает мозг»

4.Экскурсия «Путешествие в зимний лес».

5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний».

5. Беседа о правилах поведения на празднике

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, психолог.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, дети.

Январь

1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»

2.Изготовление уголка ряжения

3.Консультация «Витаминная азбука».

Педагоги, родители

Педагоги, родители.

Родители, медицинский работник.

Февраль

1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

2.Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться».

3.Беседа «Можно, нельзя, надо».

Родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, дети

Март

1. Беседа «Правила этикета».

3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»

4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».

Педагоги, дети.

Педагоги, родители, дети.

Педагоги, родители.

Педагоги, родители.

Апрель

1. Развлечение «День смеха».

2. Создание альбомов «Я и мой питомец».

2. Подведение итогов, создание презентации.

Педагоги, родители.

Родители, дети

Педагоги.

III этап Заключительный.

Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта.

Критерии эффективности:

Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий

Согласованность действий родителей и педагогов;

Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Анкеты;

Семейные стенгазеты;

Декорации, костюмы;

Папки «Консультации с родителями».

Фотоматериалы

Презентация.

Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».

Основная цель нашей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов.

Задачи:

  • создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
  • формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  • обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
  • гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам:

Этапы:

Первый этап.

На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе использовались различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.

Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало формированию общей культуры семьи, выстраивало традиционные иерархии жизненных ценностей.

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • Приобщил родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • Повысил уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.

Завершить свое выступление хочу высказыванием:

Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»

Семья- поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

Так старайтесь же:

1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем, для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с воспитателями, могли рассказать о своих волнениях и переживаниях по поводу развития и воспитания ребенка, спросить совета или получить какую либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

В работе нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель - Дети».

Основная цель нашей работы - это разработка модели сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как, например, метод проектов.

Задачи:

  • создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
  • формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  • обеспечение методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
  • гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Благодаря проектной деятельности интересы детей объединились с интересами педагогов и родителей в разработке проектов разных видов и организации совместной работы над ними.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам:

Этапы:

Первый этап.

На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали родителям положительный образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе использовались различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, проекты.

Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно активное участие в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно для нас стало, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало формированию общей культуры семьи, выстраивало традиционные иерархии жизненных ценностей.

Использование проектного метода позволило:

  • Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • Приобщил родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • Повысил уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.

Завершить свое выступление хочу высказыванием:

Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»

Семья- поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье,

Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

Так старайтесь же:

1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.


Консультация

«Проектная деятельность, как одна из форм работы с родителями.»

Одна из важнейших задач ДОУ – это привлечение родителей к активному сотрудничеству. Ведь именно семья является первым значимым институтом социального развития ребёнка. Одним из условий сотрудничества педагогов с родителями является ориентация на потребности и запросы семей дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения подразумевает разнообразные подходы (формы взаимодействия), как традиционные, так и нетрадиционные.

Бытует мнение, что родителей ничем не удивить. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей, формированию целостного чувственного опыта.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Очень важна помощь родителей в изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. Еще один положительный момент вовлечения родителей в работу над проектом - совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. А также, проявление заинтересованности со стороны родителей, является важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь можно отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду.

Поскольку дошкольник не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности, то он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских и познавательных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. В ходе реализации проекта родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и т.д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

учет интересов ребенка;

деятельность без принуждения;

тематика (проблема) адекватна возрасту;

предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

совместное со взрослыми достижение цели.

^ Наглядно-информационные формы работы
с родителями в ходе реализации проектов.


  1. Информационно-ознакомительные
Задача - информирование родителей об особенностях и содержании тематического проекта.

2) Информационно-просветительские

Задача – путем опосредованного общения расширить знания родителей об особенностях развития детского коллектива, познавательного развития детей в ходе проекта.

Цель: донести до родителей научную информацию о воспитании детей, дать полезные рекомендации, советы, материал по проектам.

К информационно-просветительским формам проекта относятся:


  • информационные стенды;

  • папки – передвижки;

  • тематические выставки (литература, фото, детских работ);

  • мини-газеты;

  • доска объявлений (модель трех вопросов)
С их помощью родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе по проекту. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.

^ Тематика наглядных стендов может быть:


  • плановой;

  • внеплановой (формулируется по инициативе родителей).
При оформлении стендов родители изучают большое количество литературы, подбирают необходимую информацию в Интернете. Таким образом, параллельно решается еще одна задача – родители занимаются самообразованием, получают дополнительные сведения, пополняют запас знаний по вопросам воспитания и обучения детей, передового опыта работы.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:


  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

  4. Составление плана-схемы проекта.

  5. Сбор, накопление материала.

  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

  8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

^ 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:


  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

  • в каких источниках можно найти информацию;

  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
^ 3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:


  • по составу участников;

  • по целевой установке;

  • по тематике;

  • по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №76

г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители я вляются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В мае 2013 года был проведен опрос 45 родителей детей, посещающих II младшие группы МБДОУ «Детский сад № 76 г. Йошкар-Олы «Солнышко». Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

Некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

Получить возможность общения со специалистами ДОУ – 55%;

Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

Научиться определять способности детей – 21%;

Получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Изложенное выше выявляет противоречия :

Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;

Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель и др.), а также родители воспитанников, дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Семья – это общество в миниатюре,

От целостности которого

Зависит безопасность всего

Большого человеческого общества.
Феликс Адлер

Творческое название проекта: семейный клуб “Мамин хвостик”.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности :

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;

Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

Участие родителей в планировании совместной деятельности;

Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

Правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Добровольности;

Научности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

педагогическая гостиная;

Консультации, беседы;

Развлечения, праздники;

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;

Родительские собрания;

Практикумы;

Прогулки, экскурсии;

Папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

Обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

Мини-педсовет “Детский сад и семья”;

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

Разработка положения о клубе (Приложение 1 );

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2 ).

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (1 месяц - май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

Награждение участников проекта в различных номинациях.

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Презентация проекта:

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.

Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” на всероссийском уровне.

Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2013–2014 уч. г.

Формы проведения общения

Сроки

Участники

Анкетирование родителей на предмет социального заказа

сентябрь

Сбор информации на предмет социального заказа

Составление социального паспорта группы

сентябрь

Сбор данных для составления социального паспорта группы

Родители, воспитатели

Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй”

сентябрь

Родители, дети, воспитатели

Родительское собрание

сентябрь

Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба

Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети

Организация педагогической библиотеки

В течение года

Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей

Старший воспитатель, воспитатели

Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат”

В течение года

Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей

Родители, дети, воспитатели

Фотовыставка “Моя мама за рулём”

Октябрь

Творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества”

Октябрь

Воспитатели

Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми”

Октябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

“Во что играют наши дети”

Октябрь

Практикум по организации игровой деятельности

Педагоги ДОУ, родители, дети

Консультация: “Составление родословной”

Ноябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

Открытое письмо маме

Ноябрь

Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей

Воспитатели. Дети

Оформление группы

В течение года

Совместное создание предметно-развивающего пространства

Родители, дети, воспитатели

Семейные традиции

декабрь

Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции”

Родители, дети, воспитатели

Встреча с интересными людьми

Январь

Рассказ родителей о своих профессиях

Воспитатели и родители

Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально”

Февраль

Деловая игра для родителей

Воспитатели и родители

Выставка: “Наш любимый вид спорта”

Февраль

Совместная творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Интервью о папе. Благодарность папе от мам

Февраль

Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам

Родители, дети, воспитатели

Встреча “Мой папа самый лучший”

Февраль

Организация досуга для родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины”

Февраль

Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей

Родители, дети, воспитатели

Выставка рисунков “Цветы для мамы”

Март

Творческая работа детей

Дети и воспитатели

Март

Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей

Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе

Март - апрель

Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения)

Родители, дети, воспитатели

Апрель

Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

“Что такое готовность к школьному обучению”

Апрель

Консультация психолога

Психолог, родители. Воспитатели

Май

Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы

Родители, дети, воспитатели

Итоговое родительское собрание. Презентация проекта

Май

Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях

Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители

Приложение 1

Положение о семейном клубе «Мамин хвостик»

1. Общие положения

1.1. Отношения между МбДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы (далее-МБДОУ) и семейным клубом «Мамин хвостик» (далее - Клуб) регламентируются родительским договором и положением о семейном клубе, в котором определяются права и обязанности сторон.

1.2. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

1.3. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются

Нормативно-правовые положения в сфере образования в Российской Федерации, законы об обеспечении защиты прав и развития детей;

Устав МБДОУ;

Родительский договор.

1.4. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

1.5. Основными принципами работы Клуба являются:

Добровольности;

Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

Вариативности форм и методов;

Научности;

Непрерывности и целостности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

2. Задачи Клуба

2.1. Создать единое оздоровительно-образовательное пространство "образовательное учреждение - социум - семья".

2.2. Повысить педагогическую культуру родителей.

2.3. Приобщить родителей к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

2.4. Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

2.5. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей.

2.6. Способствовать осознанию коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

3. Основные направления деятельности Клуба:

3.1. Пропаганда положительного семейного воспитания.

3.2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

3.3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3.4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

4.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.

4.2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

Принять и реализовывать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;

Сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

5. Организация работы Клуба

5.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБДОУ.

5.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

5.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

6. Права и обязанности сторон

6.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.

6.2. МБДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.

6.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?
  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________
  • Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе ДОУ? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
  • Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Социологическая анкета семьи

  1. Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Его возраст ______________________________________________________

2. Возраст мамы ___________, папы______________________________

З. Образование мамы ______________________ , папы ________________

4. Место работы и должность мамы

________________________________________________________________

Папы

________________________________________________________________

5. Кто входит в состав вашей семьи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

б. Сколько в семье детей? _________________________________________

  1. Какого возраста? ___________________________________________________________
  2. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении, другое нужное подчеркните, впишите).

_________________________________________________________________

9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.

__________________________________________________________________

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?

_________________________________________________________________

11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА

для родителей

1.Насколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?

2. Какая встреча больше всего запомнилась Вам?

3.Что не понравилось? _________________________________________________________________

4. Нужна ли такая форма работы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Ваши пожелания: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Надумова Валентина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Роль родителей в проектной деятельности в ДОУ."
Дата публикации: 20.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Роль родителей в проектной деятельности ДОУ.

педагогов

родителями

воспитанников

остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого

действенных

сотрудничества,

необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы

научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам - чтобы эффективнее

оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об

информацией

родителями

педагогами

развитии,

трудностях

ребёнка. Цель

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,

вовлечение семьи

образовательное

пространство,

установление

доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с

семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения

родителей.

Актуальность

определяется

существующие

тенденции

нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании,

требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в

Особенно

актуальным

становится

совместной

деятельности

взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь удачной

находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё

более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

проектов

способствует

развитию

самостоятельности

мышления,

помогает

сформировать

уверенность

собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения,

когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения

спланированных

практических

обучение

поисково-познавательную

деятельность,

направлена

результат,

который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов

позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает

творческие

умственные

способности,

способствует

развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы,

возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и

самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь

темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов

характерна групповая деятельность.

проектов

становится

способом

организации

педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей

и воспитанников между собой и окружающей средой.

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:

Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть

решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-

нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,

перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском

форм передачи своего отношения к предмету.

Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

адресный

характер.

Поскольку

проектной

деятельности

выражает

отношение,

адресата,

которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются

совместную

деятельность

педагогами

выполняя

некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как

провести

совместная

проектная

деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают

возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже

подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его

родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.

Д о 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском

уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в

полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее

активная

принадлежит

взрослому.

Внимательное

отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без

определить

проблему,

«заказываемую»

показывает

практика,

удовольствием

выполняют

предлагаемые

воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения

разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной

деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со

взрослым.

Алгоритм действий

1-й шаг - интригующее начало, отвечающее потребностям детей,

обозначение проблемы педагогом.

2-й шаг - определение взрослым цели проекта, его мотивация.

З-й шаг - привлечение детей к участию в планировании деятельности

и реализации намеченного плана.

4-й шаг - совместное движение взрослых и детей к результату.

совместный

выполнения

переживание

результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо

замечать

поощрять,

придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»

Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает

правильно, где допускает ошибки.

накапливают

определенный

социальный

позволяющий

на новый, развивающий

проектирования.

возрасте

продолжает

развиваться

самостоятельность,

способен

терпеливо

выслушивать

педагога

сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже

обращаются

просьбами,

активнее

организуют

совместную

деятельность

сверстниками,

развивается

самоконтроль;

способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и

сверстников.

Принимают

проблему,

уточняют

способны

необходимые средства для достижения, намеченного результата.

Алгоритм действий

1-й шаг - выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей

потребностям детей или обеих сторон.

совместное

определение

предстоящей

деятельности, прогнозирование результата.

З-й шаг - планирование деятельности детьми при незначительной

помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4й шаг - выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь

взрослых.

5-й шаг - обсуждение результата, хода работы, действий каждого

выяснение причин успехов и неудач.

совместно

определение

перспектив

проектирования

Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько

снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к

реализации

воспитанников.

Взрослому

увлечься

интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.

Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах,

предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных

исследовательских, приключенческих и других проектов.

Темы проектов могут быть самими различными,

однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую

мотивацию и более успешное обучение.

Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о

том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не

произошло

сообществе

какого-либо

которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из

детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если

происходит

какое-нибудь

волнительное

цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка

можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше.

Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени,

заинтересованности

большинства

заинтересованности определяется воспитателем.

Один из наиболее эффективных способов разработки тематических

проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

воспитатель

начинает

обсуждение,

выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По

мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на

большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы

всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает

второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на

большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического

записываются

независимо

глупыми или нелогичными они могут показаться.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти

ответы, на вопросы?»

Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг,

обращение

родителям,

специалистам,

проведение

экспериментов,

тематических экскурсий и многое другое.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой

«Что мы узнали?».

Можно задать детям следующие вопросы:

Кто узнал что-то новое для себя?

Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?

По результатам реализации проекта педагог может принять решения

об улучшении и расширении таких проектов в будущем.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие,

исследовательские и информационные - каждый из которых обладает своими

особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

Исследовательские

индивидуальный

характер

способствуют

вовлечению

ближайшего

окружения

интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить

следующие этапы .

Предполагает

создание

ситуации,

самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем

наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого

Создаётся

ситуация,

помогает

сформулировать

исследовательскую

привлечь

родителей

создания проекта.

Оформление

Родители

помогают

организатором является ребёнок.

Совместно

родителями

рассказывает, как проводилась работа.

Организуется

выставка,

окончании

выставки

находятся свободном доступе.

обогащают

дошкольников

знаниями,

стимулируют их познавательную активность.

творческой

проектной

деятельности

создаётся

творческий

осуществляется

коллективно

совместно

родителями.

Отличается

предыдущего

долгосрочностью.

творческой

проектной

деятельности

можно

выделить

следующие этапы.

Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.

Определяются

предстоящей

деятельности, их отношении к нему.

Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по

высказываний

отмечает

наиболее

оригинальные

дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.

Предложить

зарисовать

подумать,

необходимо для реализации этих идей.

рассказывают

рисунках,

отвечают

педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей

Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и

название.

Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а

родители решают технические вопросы.

Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный

Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

проектная

деятельность

направлена

показать

ребёнку значимость его усилий для окружающих.

информационно

практико

ориентированной

проектной

деятельности.

Дети

собирают

информацию

реализуют

ориентируясь

собственные

интересы

(оформление

группы,

отдельных

уголков

прочее).

Этапы информационной проектной деятельности:

Выявление первоначальных знаний детей.

Информация

родителей

предстоящей

деятельности.

Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.

Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов

для проведения экспериментальной деятельности.

Оформление

(совместно

родителями

самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.

В театральной проектной деятельности

необходимо

знать

уметь

воспитателю

организации

театральной деятельности?

выразительно

рассказывать,

смотреть

слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.

Эмоциональное

отношение

происходящему,

искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.

Проектная

деятельность

может

вестись

нескольким

направлениям.

В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения

детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность

самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось,

похоже, и почему.

В форме игры.

Постоянное включение театрализованных игр в педагогический

Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так

и вовремя.

Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с

движениями, речью и мимикой, пантомимой.

В форме педагогических ситуаций.

1.«Погружение в сказку».

2.Совместное чтение и анализ сказок.

3.Проигрывание отрывков из сказки.

4.Режиссёрская

строительным

дидактическим

материалом).

5.Рисование.

6.Словесные, настольные и подвижные игры.

факторов

успешного

планирования

проектов

представления их

является

профессиональный

воспитателя.

Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте

от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных,

младенцев,

автомашины,

справедливость,

музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми

дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

организовать

учебно-воспитательный

наиболее

эффективно,

необходимо

педагога

группы, но и их родителей.

Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-

пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные

бросовых

материалов.

Родители,

педагоги

принимают

совместной

деятельности,

результат

совместного

способствует

эмоциональному

сближению,

формированию

целостного

чувственного

родители,

участвуя

реализации

являются

источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе

проектом,

становятся

непосредственными

участниками

образовательного процесса.

Обогащают

педагогический

испытывают

сопричастности и удовлетворения в этом.

Существует такая разновидность проектов, как семейные.

Например:

генеалогическое

семейные

традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они

обладают

огромным

развивающим

потенциалом

осуществления участие родителей просто необходимо.

желательно

обсудить

достоинства

недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.

Список литературы:

1.Проектная

исследовательская

деятельность

дошкольном

образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических

материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. -

2.Проектный

деятельности

дошкольного

учреждения:

Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 -

3.Прокофьева

качество

образования

методологического

Л.Б.Прокофьева,

Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

Проектная

деятельность

С.И.Сапранова

Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения /

А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

8.Штанько

Проектная

деятельность

старшего

дошкольного

возраста

И.В.Штанько

Управление

дошкольным

образованием. - №4. – 2004

Управление

инновационными

процессами

Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 Пахомова

Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1.

С.42.Педагогическое

проектирование

развития

дошкольного

образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

Стемпинг