Опытно-экспериментальная деятельность проект "чудо дерево". Жизнь дерева

Тема занятия: «Кто где живет, где что растет» (парк)

Скороговорка дня: «Палкой Саша шишки сшиб».

Цель занятия: актуализация и дополнение знаний детей об обитателях парка.

Оборудование и материалы: детские рисунки на тему «Мое дерево»; изображения различных деревьев, листьев и цветов, растущих на них плодов, принесенные детьми и подобранные педагогом; таблицы для записи результатов подсчета деревьев, карандаши.

Предварительная работа

Наблюдение «Мое дерево». С самого начала весны каждый ребенок наблюдает за определенным деревом. Дети уже могут многое рассказать о своих деревьях, дать их подробное описание. Дети знают, цветут ли сейчас деревья, за которыми они наблюдают, как выглядят их цветы, появились ли листья, что происходит сначала: распускаются цветы или листья?

Предложим детям с помощью родителей или педагога нарисовать свои деревья, подготовить рассказ о них.

Чтение. В. Зотов «Лесная мозаика», Д. Кайгородов «Дары дерева», «Сколько лет живет дерево?», «Дитя мая», Н. Сладков «Теплые стволы», «Привязчивый дуб», «Растерявшиеся перелески», А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», «Кому смех, кому слезы», «Художник и клен», «Озорной кленок», «Волшебная рябинка», «Анютины глазки», Н. Осипов «Подземные якоря», М. Скребцова «Как молния с дубом познакомилась», «Разговорчивая березка», «Маленькая березка», «Золотое дерево», «Липкины дары», «Осинка и ветерок», «Добрая черемуха», «Снежинковое платьице», «Ивушкин подарок», «Чудо-дерево», «Внутренняя красота», «Волшебные листочки», «Духи весны», «Медуница и шмель», «Гусиный лук», Ю. Дмитриев «Как расселяются дубы», С. Школьникова «Пух тополя».

Работа по рисункам. Рассмотрим растения, растущие в парках, выделим среди них деревья, кустарники, травы. Во время прогулки найдем отличительные черты этих групп растений. Отметим, что у дерева один мощный ствол, а у куста несколько тонких стволиков, растущих из общего корня.

Поможем детям выучить стихотворения о растениях и животных — обитателях парка.

Часть I. Приглашение на праздник

Цели : использование умения составлять рассказ по рисунку; развитие речи (использование конструкций предположения).

Работа по рисунку «Таинственное письмо» . Педагог обращает внимание детей на то, что кто-то прислал письмо. В конверте — рисунок. На нем изображены дети и воспитатель. Они идут в парк. Там их встречают деревья, птицы и насекомые.

С опорой на вопросы или самостоятельно дети «прочитают» письмо. Обсудим, кто же прислал нам это письмо и зачем?

Педагог высказывает предположение, что кто-то приглашает нас в гости? Кто же из обитателей парка прислал это письмо?

Учебная задача . Выяснить, кто живет и что растет в парке.

Рассказы по рисунку «Мое дерево». Свои истории рассказывают дети, наблюдавшие за деревьями парка. Они «докладывают» о том, что сейчас происходит с их деревьями. Возможно, они цветут, или на них появляются листья, или грачи свили на их ветвях гнезда и т.д.

Прочитаем детям о тех деревьях, которые пока не попали в сферу интересов наших юных наблюдателей.

Чтение. Н. Сладков «Ивовый пир». Детям нужно внимательно слушать и постараться найти ответ на вопросы: каких насекомых мы можем встретить в парке? Где их нужно искать?

«Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья еще голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек — пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щелкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мед.

Спешат гости на пир. Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолетики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец. Зазеленеет, потеряется среди зеленых кустов. Пойди-ка тогда ее найди!

А сейчас — как букет золотой».

Подвижная игра на развитие внимания «То дерево, то куст, то трава». Дети идут по «дорожке», выложенной скакалками. Если педагог произносит название дерева, им нужно поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться. Если звучит название кустарника, дети вытягивают руки вперед, затем разводят далеко в стороны. Услышав название травянистого растения, детям нужно присесть и двигаться дальше «гусиным шагом».

Часть II. «Растут отгадки в парке, отгадки там живут!»

Цели: развитие умения разгадывать загадки различного типа, используя новую информацию.

Проверим, всю ли важную информацию о растениях парка мы запомнили. Вниманию детей предлагаются загадки о деревьях, птицах и насекомых, которых можно встретить в парке, и цветные изображения его обитателей.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Кабанов кормлю и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Вот растенье перед нами.

У него, смотри, друг мой,

Папа — с красными серьгами,

Мама — с белой бородой! (Тополь.)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыши.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Он ребятам верный друг.

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

Осенью в щель забьется,

А весной зажужжит, проснется. (Насекомое: муха, жук.)

С ветки - на тропинку,

С травки — на былинку

Прыгает пружинка,

Зелененькая спинка. (Кузнечик.)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса.)

На травинке фонарик горит,

Он знакомым своим говорит:

«Приходите ко мне на чаек» —

И не гасит всю ночь ночничок. (Светлячок.)

К цветку он направляется.

Горючим заправляется:

Тонкий шланг-хоботок

Забирается в цветок.

Лучшее горючее —

Цветочный сладкий сок!

Наметив трассу точную

Из солнечных земель,

Летит в страну цветочную

Мохнатый толстый... (шмель).

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг —

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

С цветка легко вспорхнет она.

Лишь только расцветет весна.

Два крылышка — два лепестка,

Сама — подобие цветка. (Бабочка.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам — враг. (Грач.)

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается —

Деревья все качаются.

Качаются деревья,

А с ними и деревня. (Гнезда птиц, например грачевник.)

На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец —

Он и летчик, и певец. (Скворечник и скворец.)

Как у птиц весной забота —

На червей, жуков охота.

Ждут обеда молодцы —

Желторотые... (птенцы).

Итог занятия. Отметим успехи детей, акцентируем их внимание на том, что большую часть информации они добыли сами, наблюдая за своими деревьями. Также выделим интересные совместные работы детей и родителей, а также самостоятельно выполненные задания.

Теперь можно отправляться в парк. С собой у нас подарки — прекрасные стихотворения и... разведенный в воде мел.

Последующая работа

Как красиво в парке весной! Как дружно живут здесь вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери и насекомые. Гуляя по парку, найдем знакомые растения и животных, познакомимся с другими его обитателями. Прочитаем им приготовленные специально для похода в гости стихотворения.

Предложим детям принять посильное участие в побелке деревьев, защитить их от вредителей и слишком жаркого солнца.

Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.

— Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.

Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.

— Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один.

Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.

— Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?

— А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий.

— Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время.

Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать:

— Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.

Вдруг они все трое почувствовали, как что-то

вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.

— Ой, что это? — закричали ребята хором.

Ветви старого дуба зашелестели грозно:

— Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?

Деревья в ответ испуганно зашумели.

— Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка.

— И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.

— У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.

— Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.

— Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям.

— Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба.

— Так и быть, возьми их и научи уму разуму.

Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке.

Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:

— За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.

У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.

— Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.

— Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.

Потом береза обратилась к стволу и веткам:

— У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.

— У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.

— Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям:

— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.

— Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик.

— Кроме того, я не могу работать день и ночь.

— Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.

— Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.

— Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.

А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.

  • . Какой была березка? Чем она отличалась от других деревьев? Нарисуйте ее.
  • . Для чего служат дереву корни, ствол, ветви и листья?
  • . Какая часть дерева самую тяжелую работу выполняет?
  • . Раздайте детям карточки с изображением листьев разных деревьев. Дети по этим карточкам угадывают, каким деревьям принадлежат нарисованные листья, и рассказывают о жизни данного дерева.
  • . В какое дерево вы хотели бы превратиться и почему?
  • . Чему научила мальчиков эта история?
  • . Напишите сказку о том, как мальчики с лесом подружились.

Подготовительная группа №7

Долгосрочный проект

2013 – 2014 год

Введение


(В. Берестов)

Человек и природа…

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, познавательная, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Ребенок может наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом дождя и листвы, поймет, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.

В любом городе, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты. И вот таким природным объектом для нашей группы стало дерево, дерево береза.

«Счастливое деревце».

Шумит все лето деревце зеленою листвой
И пожелтев, разденется осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу: к стволу присыпан снег.
В нем деревце согреется, он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится, окопано вокруг…
Растет счастливым деревце, у деревца есть друг.
(В. Мусатов)

Наш экологический проект так и называется «Березка – наше дерево».

Вид проекта познавательно – исследовательский.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители группы.

Цель:
Заинтересовать проблемой.
Выяснить представления детей о деревьях.
Провести наблюдения за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года.
Поддерживать интерес ребенка к природе.
Сформировать исследовательские способности в процессе изучения.
Укрепить здоровье.

Задачи:
1. Формировать обобщенное представление о деревьях вообще и о березе в частности.
2. Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; развивать любознательность, наблюдательность, фантазию.
3. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.
4. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни.
6. Формировать образное мышление, эмоциональное отношение к деревьям.
7. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическая, чтение художественной литературы и др.

Предполагаемые результаты: дети научаться ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

Проектная деятельность.

1 этап. Подготовительный.
1. Изучение уровня знаний детей по теме и определить эти знания.
2. Создание творческой группы в помощи реализации проекта: воспитатели, родители, музыкальный руководитель, библиотека.
3. Составление плана работы. Обсуждение с родителями содержания проекта.
4. Подбор методической и художественной литературы. Изготовление наглядного и дидактического материала.

Задачи:
1. Выявить знания и представления детей о березе.
2. Планирование предстоящей работы.
3. Заинтересовать родителей темой проекта, как содержанием творческого и интеллектуального развития воспитанников.
4. Собрать информацию о березе из различных источников, подобрать художественную и познавательную литературу, иллюстрации, фотографии.

2 этап. Содержательный (исследовательский).

1. Занятие «Деревья нашего двора».
Цель:
закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение к «зеленому другу»; выбрать объект для наблюдения, дать ей имя; учить беречь природу.

2. Экскурсия в осенний сад – «Осень золото роняет».
Цель:
расширить представления детей о характерных признаках осени; уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.

3. Беседы о деревьях вообще и о березе более подробно на занятиях и в повседневной жизни:
а) Знакомство с деревом (березой «Аленушкой»):

крона и листья,
кора и ствол,
корни,
цветки (соцветия),
плоды и семена.

Для чего они березе?
Какой высоты дерево?
Какова ширина дерева?
Есть ли у дерева соседи? Друзья? Знакомые?
Есть ли у дерева семья?
Есть ли у дерева «детки»?
Что такое кора, ствол, для чего служит, какая она? Чем пахнет в разное время года (в сухую погоду, после дождя…) ?
Есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи? Какие они? Сколько их, какого цвета?
Есть ли на коре следы, оставленные человеком? Смогло ли дерево залечить раны?
Изучаем плоды и семена: какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
Есть ли на стволе дерева или под ним какие–нибудь грибы?
Есть ли способ выяснить возраст дерева? Какой?
Можно ли спрятаться под деревом от грозы? Почему?

б) Сделать паспорт дерева.

в) Животные, связанные с деревом.
Дерево – это столовая и дом для многих животных. С деревом связано большое количество различных живых организмов, которых мы не замечаем.

г) Почва.
В природе вместе с опавшими листьями в почву возвращаются питательные вещества, что способствуют круговороту вещества в природе. На нашей площадке, в парках, скверах, садах человек стремится убрать листья, считая их мусором. В результате часть питательных веществ не возвращаются в почву, тем самым снижается ее плодородие. Предложить детям подумать, куда девается опавшая листва в лесу, где человек ее не убирает.

Исследования:
Живет ли кто – нибудь в почве под деревом? Рассмотреть с лупой землю у ствола. Жители улучшают почву, из которой дерево добывает пищу.
Обратить внимание детей перед дождем на то, не появились ли под деревом дождевые черви. Оберегайте их! Рассмотреть поближе, познакомиться, выяснить, как они ползают. Дождевые черви рыхлят землю, перерабатывают гниющую листву, значит оказывают помощь дереву.

д) Осадки (снег, дождь, иней) .
Измерение глубины снега. Помогает ли снег? Как помогает снег дереву? Его роль в жизни деревьев. Снежный покров защищает корни дерева и обитателей почвы от вымерзания.
Значение осадков в жизни деревьев. Помогает ли дерево каким – либо животным укрыться от дождя? Как и где? Образуется ли в зимнее время на ветках дерева иней? Почему? Рассмотреть.

е) Можно ли определить настроение дерева? По каким признакам это можно сделать? Зависит ли от времени года, погоды?

Что у дерева болит? Не веселое оно,
Очень жалобно скрипит… Разве это – все равно?
Надо бы узнать верней,
(Будем к дереву добры),
Что случилось у корней, веток, листьев и коры?
И кого теперь винить за его понурый вид?
Очень хочется понять, что у дерева болит.
(А. Кондратьев)

Определить настроение дерева: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое, бодрое, задумчивое, весеннее. В какое время года, в какую погоду, какое настроение у дерева?
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к березе.

4. Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Цель:
вызвать интерес к рассматриваемому объекту.

5. Сочинение рассказов, сказок на тему «Жила – была березка…»
Цель:

6. Рисование березки в разное время года, с друзьями, с разным настроением и прочее.

7. Аппликация на темы: «Осенний ковер», «Береза осенью», «Кто под березкой живет».

8. Пластилинография на тему: «Березовый листик».
Цель: развивать воображение, чувство формы и пропорции. Знакомить с нетрадиционными техниками рисования и лепки.

9. Заучивание стихотворений :
Е. Трутнева «Осень»,
С. Есенин «Белая береза»,
Ф. Тютчев «Первый лист»,
А. Прокофьев «Люблю березку русскую».

10. Чтение художественной литературы:
В. Рождественский «Березка»,
Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,
П. Воронько «Березка»,
И. Радужная «Зимний сон берез»,
Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,
Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,
Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,
Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,
В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»),
С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

11. Подбор загадок, пословиц, поговорок, примет о березе.
Цель:
обогащать знания детей посредством художественного слова.

12. Создание альбома «Береза — «Аленушка»».

13. Настольно – печатные игры:
«Лес»,
«Что растет в лесу?»,
«Четвертый лишний».

Цель:

14. Дидактические игры:
«Подбери слово» (к слову березовый),
«Какая береза?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»,
«Угадай растение»,
«Что лишнее?»,
«Полезно – вредно»,
«Скажи по – другому» и т.д.

Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.

15. Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».

16. Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

17. Подвижные игры: «Найди такой же лист», «Найди пару», «Кто быстрее добежит до березки».

Цель: развивать физические качества.

18. Сюжетно – ролевые игры: «Как мы ездили в лес?», «Экскурсия в парк».

19. Совместные с родителями походы в лес, парк, на природу.

20. Музыка:
— слушание звуков природы, шума листьев;
— изобразить жизнь березы в танце, пластическом этюде.

21. Опыты: «Чем мы дышим?», «Может ли растение дышать?», «Как дышит растение?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды», «Откуда берется вода на листьях?», «В тепле и в холоде».

22. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице.

23. Труд на участке и в природе:
— уход за деревом, уборка сломанных веток на участке;
— изготовление кормушек для птиц;

— оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком: замазывать порезы можно воском, смолой сосны, пластилином).
— заготовка и сушка листьев для аппликации, гербария.

Цель: учить детей слаженно работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.

24. Выставка вещей, сделанных из дерева, бересты на тему: «Это волшебное дерево».

25. Викторина «Что мы знаем о деревьях?»

26. Праздник «День березки».

3 этап. Заключительный (итоговый).
1. Мульти –презентация по итогам проекта.
2. Выставка рисунков, фотографий.
3. Альбом «Березка – Аленушка».

Цель: воспитывать чувство ответственности, учить делиться полученными знаниями с другими.

Взаимодействие с родителями.
1. Познакомить родителей с проектом. Рассказать о целях, задачах проекта. Убедить родителей о необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.
2. Выяснить, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках.
3. Предложить помочь в подборе познавательного материала о выбранном дереве (фотографии, иллюстрации, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения) .
4. Совместные и семейные экскурсии в лес.
5. Предложить провести вместе с детьми разнообразные исследования березы, игры во время отдыха на природе, на даче.
6. Провести родительское собрание на тему «Экологическое воспитание старших дошкольников».
7. Анкетирование на тему «Экология города».
8. Помощь в сборе предметов, сделанных из дерева, бересты для выставки на тему «Это волшебное дерево».
9. Участие в празднике «День березки».

Паспорт дерева.
Имя:
Аленушка.
Возраст: Много – много лет.
Высота: Выше любого папы, даже нашего д/сада.
Соседи: Осина, рябина и другие березки.
Друзья: Все мы, и насекомые, и птицы, и растения.
Что любит: Свет, тепло, воду, доброе слово, гостей, праздники, подарки, слушать сказки, песни, стихи о себе.

Письмо березы

Дорогие ребята! Вот вы и опять ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Спасибо за ваши подарки мне, посмотрите, какая я красивая стала, вся в ленточках, воздушных шарах. Я вам тоже подарю свои листочки осенью, а сейчас выполните, пожалуйста, мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с осинкой похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с осинкой – деревья? Может мы травинки? Докажите мне, что я — дерево!
И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи, порадуйте меня.
Спасибо вам, ребята, за все! Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
Ваша березка.

Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»

1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5. Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в городе? Для чего?
7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8. Где вы видели деревья в нашем городе?
9. Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так считаете?
11. Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
12. Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
13. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? На нашем участке? У вашего дома?
14. Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15. А почему деревья могут исчезнуть?

Поговорки, пословицы, приметы


Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.

Загадки

Все лето гуляет в наряде зеленом,
А зиму встречает и босым, и голым.
***
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
***
Много рук, а нога одна.
***
И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло.
***
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
***
Стоят в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.
***
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
***
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
***
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
***
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
***
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
***


***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке, свесив сережки.

Математические задачи

1. На березе сидели 4 синицы. К ним прилетело еще 5. Сколько всего птиц оказалось на дереве?

2. Под березой росло шесть грибов – подберезовиков. Три из них белочка засушила. Сколько грибов осталось под деревом?

3. На ветке березы было 10 листиков. Два из них сорвал и унес ветер. Сколько листьев осталось?

4. По стволу березы ползло 8 муравьев. Три из них спустились на землю. Сколько муравьев осталось на дереве?

5. На лесной полянке росло 5 молодых березок и одна старая. Сколько всего деревьев росло на поляне?

Русская народная песня

Береза моя, березонька! Береза моя белая! Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
Близ тебя, березонька, красные девушки
Венки вьют, плетут.

Русская народная песня

Ой, березка, моя зелененькая, кудреватая, веселенькая.
Близ тебя, березонька, — трава шелковая.
Под тобой, березонька, — вода ключевая.
На тебе, березонька, — соловьи поют.
Вокруг тебя, березонька, — красны девушки хоровод ведут.

Стихотворения

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
Оно – твой друг бессловесный, живое, как ты, существо.
Оно – часовой природы, оно не оставит пост.
И встанет перед тобою во весь богатырский рост.
И сколько в нем будет свежести, и птичьих песен, и гнезд!
В. Берестов

У красы — березки платье серебрится.
У красы — березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб росла березка, выросла большою.
П. Воронько

Березка
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
В. Рождественский

Береза
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки.
С расплетенною косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

Письмо – жалоба березы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною рекой.
Ф. Сологуб

На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокорая березка – символ Родины моей.

Белая береза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне,
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

Зимний сон берез
Серебром покрыты тонкие березы,
Словно поседели и уснули в грезах.
Словно наступила в их душе зима,
Инеем укрыла, снегом замела.
Вам, березы, грустно – птицы не щебечут,
Неуютно, пусто, будто бы – навечно.
Может это счастье, что мороз такой –
Заморозит раны, заморозит боль.
Заморозит слезы и тоску – печаль.
Тонкие березы, вас безумно жаль.
Потерпите малость, вам не век страдать,
До весны осталось зиму переждать.
Инна Радужная

Люблю березку русскую то светлую, то грустную
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится.
А. Прокофьев

Первый лист
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной, полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной, весной и летом золотым,-
И вот живые эти грезы, под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота, омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью! И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах не встретишь мертвого листа…
Ф. Тютчев

Осень
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое у березки на плечах.
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Е. Трутнева

Березка
Березка, лебедь белая, рядком с тобой стою.
Тебе, моя несмелая, я песенку пою.
Как ты стоишь, счастливая, веселым летним днем,
Из – за тебя, красивая, светло в лесу моем.
Зеленая, раздольная, ты гибче камыша.
Березка белоствольная, ну всем ты хороша!
А. Прокофьев

Сценарий праздника «День русской березки»

Дети под народную музыку выходят на площадку к любимой березке и встают вокруг нее. Выходит, воспитатель в сарафане, напоминающем березку.

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами!
С праздником сегодня всех я поздравляю,
Радости, веселья каждому желаю!

1 ребенок: И тебя, березка, все мы поздравляем,
Счастья и веселья мы тебе желаем.
У красы – березки – платье серебрится,
У красы – березки – зелены косицы!

Березка: Спасибо, ребята!

Ведущая: Спасибо, ребята! А вы знаете, ребята, что в старину в июне месяце, когда заканчивалась посевная работа в полях, а трава для скашивания еще не подросла, отмечали праздник, посвященный русской березке – самому любимому дереву на Руси? Давайте и мы сегодня устроим нашей березке именины и встанем в хоровод!

Хоровод «Во поле береза стояла»

2 ребенок: Что за чудо хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на троицкой неделе.

3 ребенок: Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы соловушком белела и не горделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.

4 ребенок: «Заломать – то» не взаправду ветки собрались,
Не для этого в тот день девки наряжались.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.

5 ребенок: Вот березка и готова, к празднику наряжена!
И к девичьим хороводам солнышком украшена!

Ведущая: По преданию береза спасает людей от разных напастей, делает их счастливыми. Поэтому девочки, девушки в праздник украшали это дерево лентами, водили вокруг него, как и мы, хороводы, пели песни, читали стихи.

Хоровод «Мы на луг ходили»

Березка: Этот праздник — не простой, Троицей зовется,
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.

Песня «Троицкая»

Ой, березонька, бела, у ней маковка золота,
Высоко кудрявая, вся – то сучковатая, ой – ди – да – да!
Семик да Троица – у нас праздничек водится.
Как придет Илья, вот начинается гульня, ой – ди – да – да!

Игра – хоровод «Пойду ль, выйду ль я»

Березка: Пели эту закличку, ребята, потому что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами да ягодами ходили.

Хоровод «Гора йылын оз выйим»
(НА ГОРЕ РАСТЕТ ЗЕМЛЯНИКА перевод с Коми языка)

Березка: Ребята, на нашу полянку, к нашей березке птицы слетелись, засвистели, защебетали… Ой, а это кто? (Зайка).

Зайка: Я тоже хочу с вами поиграть.

Хоровод «Заинька, пойдем в лес»

Ведущая: Ребята, давайте расскажем стихотворения о любимой березке. И ты, зайка, послушай.

(Чтение стихотворений)

Береза: Спасибо, ребята. А что вы интересного и полезного знаете обо мне?
(Ответы детей)

Зайка: Дорогая березка, сколько полезного мы получаем от тебя каждый год: и сок, и почки лечебные весной, и ветки летом вкусные и бересту зимой…

Береза: Спасибо, ребята, что праздник, посвященный мне, входит у вас в обычай. Вы думаете — мы деревья ничего не слышим и не видим? Ошибаетесь, милые. Наши листочки – глаза, наши сережки – уши, а уже берестой такое малое и незаметное чуем, что вам и не представить.

Зайка: Лесные жители тоже живут своей интересной жизнью и нарушать их покой и тишину нельзя. В лесу нельзя громко разговаривать, кричать, свистеть. Поэтому только раз в году бывает праздник Березки. Соблюдайте правила поведения в лесу, дорогие ребята!

Эй, ребята, встаньте в круг,
Дай же руку другу друг.
Березонька нас зовет
В наш веселый хоровод!

Хоровод «Мы вокруг березки встанем в хоровод»

Ведущая: Много чудесных песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок сложил народ про березку. Послушайте пословицы и поговорки о березе:
Березой обогреешься, но не оденешься.
И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.

— А еще есть такие приметы:
* Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета.
* Из березы течет много сока – к дождливому лету.
* Соловей запоет, когда сможет напиться росы с березового листа.

— Отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один их теплых дней май сережки дарит ей.

6 ребенок: По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.

Ведущая: Мы березку нарядили, и стала она еще краше. А теперь пора, и желания загадывать! (Все закрывают глаза и загадывают желание) . А чтобы они сбылись, нужно подарить березке подарки. (Ребята кладут печенье, конфеты, шаньги под березку, дают березке).

Березка: Спасибо, ребята! Я рада, что вы побывали у меня в гостях и согрели меня своими песнями, стихами, хороводами, теплом ваших сердец. Спасибо за подарки! А вот и мои угощения вам. (Раздает конфеты, благодарит за хороводы, стихи и песни) . До новых встреч!

Ведущая: Наш праздник подошел к концу, но мы еще не раз придем в гости к нашей березке. Спасибо, ребята!

План наблюдений за березой

Сентябрь
1 неделя: Найти березу на площадке. Их много. Выбрать дерево для постоянного наблюдения, дать «имя». Сравнить части нашего тела и дерева. Какой высоты березка? Обнять ствол.

2 неделя: Выяснить что нужно дереву для роста? (Вода, тепло, свет, воздух, земля). Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое.

3 неделя: Познакомиться с соседями нашей березки – осиной и рябиной. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?

4 неделя: Рассмотреть листья березы. Много их или мало? Какого они цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наша одежда? Обвести контур листа пальчиком: какие у него края (зубчатые, гладкие)? Кончик острый или тупой? Собрать листья, положить их сушить. Полюбоваться красотой осенней березки.

Октябрь
1 неделя:
Рассмотреть кору. Погладить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна одежда? Кора – это одежда у березы, называется береста. Понюхать, чем пахнет ствол? Посмотреть на верхушку дерева, какого цвета верхняя часть ствола?

2 неделя: Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни.

3 неделя: Продолжать рассматривать листья. Найти разные по величине и окраске листья березы. Сравнить размер и форму березового и осинового листа. Собрать разноцветные листья для сушки.

4 неделя: Исследовать березу в разную погоду (дождливую, солнечную, морозную). Каким живым существам березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Ноябрь
1 неделя:
Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет березе под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой) .

2 неделя: Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая) . Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают) . Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла) .

3 неделя: Выяснить, как человек использует березу?
Березовые дрова самые лучшие для печи: дают много жара и долго не прогорают – не то, что осиновые или еловые.
Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду.
Из бересты народные умельцы мастерят туеса, короба и различные интересные вещи.

4 неделя: Продолжать выяснять с детьми, как человек использует березу.
Из веток березы плетут корзины, делают веники и метлы.
Березовый веник в бане все хвори из больного человека выгоняет. Из березовых почек приготовляют лекарства от многих болезней.
И сок у березы вкусный и полезный!
А сколько грибов в березовом лесу!
Береза – людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.

Декабрь
1 неделя:
Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая и грязная?

Помогает ли снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

2 неделя: Повесить на березу кормушку. Объяснить, что дерево – это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы и т.д.

3 неделя: Понаблюдать за березой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой снег? (Холодный, мокрый, сыпучий, …) Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что превращаются снежинки на ладошке?

4 неделя: Приготовить подарки для березки к Новому году – цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, прочитать стихотворение «Белая береза» С. Есенин.

Понравились ли березке подарки?

Январь
1 неделя:
Наблюдение за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает береза зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ей ветер? Понаблюдать, как качаются, гнутся ветки. Какая погода больше нравится березе: ветреная или безветренная?

2 неделя: Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду?

3 неделя: Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза». Прочитать дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее настроение в это зимний, холодный день?

4 неделя: Наблюдение за березой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Как помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их) . Измерить снег палочкой, как в декабре, и сравнить результаты.

Февраль
1 неделя:
Наблюдение за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи? (Вспомнить опыт проведенный в декабре. Повторить).

2 неделя: Наблюдение за стволом и ветками березы. Сравнить ствол и ветки со своим телом: ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками) Ствол тонкий. Затем обнять осину. Какой у нее ствол? Толстый.

3 неделя: Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому дети одеты в шубы и валенки) Обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева) Чем они там занимаются? (Спят) Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях.

4 неделя: Наблюдение за деревьями. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

Март
1 неделя:
Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

2 неделя: Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее)

3 неделя: Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижаться щечкой) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовать кору и вспомнить предыдущие исследования.

4 неделя: Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У ствола деревьев) Березка хочет «пить», другие деревья тоже. (Посмотреть на ее соседей: осинку, рябинку) Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березы, сравнить с предыдущими результатами.

Апрель
1 неделя:
Наблюдение за почками. Березка проснулась, и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: гладкие, клейкие, маленькие? Чем они пахнут? Знают ли дети о целебных свойствах березовых почек? Проследить, как из почек появляются листочки.

2 неделя: Наблюдение за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду) Выяснить, куда бегут ручейки, по направлению к березкам или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к нашей березке? А к другим деревьям?

3 неделя: Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить какими они были осенью (посмотреть гербарий), сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет.

4 неделя: Обсудить с детьми, любит ли березка дождь. Может ли дождь напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким – нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут укрыться? (Под листьями, в трещинках коры) Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Май
1 неделя:
Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками, сначала сверху, потом снизу. Какой он: гладкий, шершавый, колючий? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край, ровный или с выемками?

2 неделя: Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке?

3 неделя: Проверить перед дождем, не появились ли возле березки дождевые черви. Понаблюдать, как они ползают, потрогать их. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают дереву помощь. Если червяк окажется на тропинке, перенести его под дерево, чтобы никто на него не наступил.

4 неделя: Провести праздник «День березки». Песни, пляски, игры вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко», «дождик».

Рассказы детей о березе

На нашей площадке растет береза. Ее зовут Аленушка. Она высокая, пышная. Кора у березы белая с черными пятнами, шершавая и твердая. Веточки у березы коричневого цвета, на них есть почки. Из почки скоро появятся листики. Из коры березы плетут ободочки, делают украшения, маленькие фигурки. По весне собирают березовый сок. Из веток делают веники для бани. Наша береза красивая, она очищает воздух всем нам.
(Карманова Варя)

На нашей площадке растет очень много берез. Одна из них очень красивая, она растет посередине площадки. У нее пушистые ветки. На ветках почки просыпаются, из них появляются листики, потом осенью опадают, а весной снова появляются. Ствол у березы белый с черными пятнами. Кора у нее шершавая, очень твердая. Весной люди собирают березовый сок, Еще березы очищают воздух. Их березовых веток делают веники для парилки. А дровами березовыми топят печки, когда холодно.
(Одинцов Леон)

Вокруг нашего садика растут березы. На нашей площадке прямо посередине стоит береза. Она очень высокая, стройная. Ствол у березы бело – черный, веток много, они коричневые. На ветках есть почки, из них потом распустятся листочки. Из березовых веток делают веники, из коры – разные музыкальные инструменты, украшения. Из березовых дров делают лучинки. В городе березы очищают воздух.
(Фучко Настя)

Березка – это лиственное дерево. У нее скоро появятся листочки и сережки. Береза тоненькая, красивая, белоствольная. Корнями дерево питает себя, держится за землю. На белом стволе кармашки черненькие. В лесу под березой растут подберезовики. От березы берут сок. Из березовой коры, бересты делают разные украшения: ободки, браслеты, колечки, бусы. Из березовых веток делают веники, чтобы париться в бане. На березе растут грибы – чага, из нее делают отвар. Береза нужное и полезное дерево.
(Исаченко Вероника)

Около нашего садика растут березы. А посередине площадки растет самая высокая, красивая береза. У нее бело – черный ствол, очень твердый. Ветки длинные. Кора у березы твердая, называется береста. Из коры березы делают всякие украшения, народные музыкальные инструменты, посуду. Из ствола березы делают дрова, а из веток вяжут веники.
(Колесов Егор)

На нашей площадке стоит березка. Она высокая, стройная, ствол белый с черными кармашками. Скоро на ветках появятся зеленые листочки и сережки. Летом березка будет вся зеленая – зеленая. Из бересты березы делают разную посуду. Очень вкусный и полезный березовый сок. Береза – символ нашей Родины!
(Перцева Юля)

Березок на нашей площадке много, они растут почти повсюду, очищают воздух. Она стройная, белоствольная с черными кармашками. На ней много веток, скоро на ветках будут листья. Летом они зеленые, а осенью – желтые. Береза дает сок, он полезный. Из березы можно сделать много деревянных игрушек. Березовыми вениками парятся в бане, укрепляют здоровье. Береза – символ нашей страны.
(Шкодник Эдвард)

На нашей площадке растут березы. Береза одета в белое платье с черными кармашками. Летом у березки зеленое платьишко, а осенью – желтое. Зимой она вся белая. Из бересты березы делают игрушки, посуду. Березовой корой растапливают печку. Березка — наше самое лучшее и любимое дерево. Про нее поэты написали много стихотворений.
(Иванова Кристина)

Литература

1. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
2. Рыжова Н. «Наш дом – природа»: об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

Авторы: Мальцева Надежда Борисовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Дубова Алена Рудольфовна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 93 «Березка»,

г. Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Скребцова Мария Владимировна
Лопатина Александра Александровна

Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

Нравственное и Творческое Развитие Личности

Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
темам:
Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа - глазами души
Питание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.
Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерах
Искусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)
Другое:
600 Творческих игр для больших и маленьких
Беседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
человек сам способен на творчество.

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Александра Лопатина


В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
“Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
- А почему твои листочки плачут?
- Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
“Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
“Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
“Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

  • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
  • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
  • Какою была маленькая девочка?
  • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
  • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

Избранные сказки в файле ниже:

  • Сказки малышам , 748 Kб
  • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб

Самый гладкий путь во Вселенную - сквозь лесную чащу. Джон Мюир

Деревья - это стихи, что пишет земля на небе. Мы валим их и превращаем в бумагу, чтоб записать на ней свою пустоту. Халиль Джебран

Деревья - как люди, и тоже любят общество себе подобных. Одиночество предпочитают лишь немногие. Йенс Йенсен

Удивительно, что мы видим деревья и больше не удивляемся им. Ральф Эмерсон

Ни один из нас, людей, не устраивается в жизни так умело, как , - если, конечно, не считать девять месяцев, предшествующих первому вдоху. Бернард Шоу

Мне нравятся деревья: по-моему, они лучше других умеют мириться с условиями жизни. Уилла Катер

Угли готовы за миг, лес же растет годами. Сенека

Пригород - это там, где застройщик выкорчевал , проложил улицы и дал им имена деревьев. Билл Воэн

Посадить дерево - самый неэгоистичный из всех человеческих поступков. Это более чистый акт веры, чем рождение детей. Торнтон Уайлдер

Среди деревьев всегда хорошо, в отличие от людей. Девид Митчелл

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу. Фридрих Ницше

Человек создан затем, чтобы идти вперед и выше… Не может быть какого-то благополучия, когда все лягут под прекрасными деревьями и больше ничего не будут делать. Максим Горький

Жизнь без любви подобна дереву без цветов и плодов. Халиль Джебран

Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания. Николай Карамзин

Наши жизни подобны островам в океане или в лесу, чьи корни переплетены в подземной глубине. Уильям Джеймс

Генеологическое дерево совсем как живое. Если его постоянно не подпитывать, оно засохнет. Борис Шапиро

Привитое дерево напоминает «прикормленного политика». И то и другое развивается в нужном направлении. Борис Шапиро

Дерево, растящееся годами, срубается в минуту. Силован Рамишвили

Прививание у дерева меняет результат. Силован Рамишвили

Дерево без корней и корни без дерева не живут. Силован Рамишвили

Если люди возвратятся жить на деревья, то начнут вить там пулеметные гнезда. Юрий Базылев

Деревья не растут до неба. Анри Файоль

Видимо, пустыня для того и существует, чтобы люди радовались деревьям. Пауло Коэльо

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор. Конфуций

Могучий дуб не вырастет в оранжерее. Неизвестный автор

ЖЕЛУДЬ — дубина в начало карьеры. Неизвестный автор

Дерево — это не только ветви и листья, но и тень под деревом и небо сквозь них. Андрей Битов

Чтобы дерева стройность любить на земле, не смотри на извивы корней под землей. Эдуард Асадов

Дерево сажает один человек, а в его тени отдыхают тысячи людей. Бауржан Тойшибеков

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем. Иоанн Дамаскин

Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить. Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Каждое неисполненное обещание — это безводное облако, ненаточенная сабля и бесплодное дерево. Мухаммед ибн Али Ас-Самарканди

Кто-то стучит по дереву из суеверия, а кто-то из родственных чувств. Павел Шарпп

Говорят, что за жизнь надо обязательно посадить дерево. На самом деле, этого недостаточно — надо, чтобы посаженных деревьев было больше, чем срубленных. Сергей Федин

Излишний отдых- лень; излишнее древо «р-р-раз»- и пень! Арсен Асов

Засох младой дубок от горя, а ныне, — на радость старику он посох. Арсен Асов

Сосновому бору — Брат, понятное дело, — Ельник … Арсен Асов

Жена желает большое денежное дерево,
а я побольше бумажных денег! (можно деревянных) Михаил Камакин

Если бы деревья были такимиже разумными как люди, их забота о ближнем, сводилась бы к вечному вопросу- как бы спилить другие деревья, чтобы по пеньку узнать их получше! Виталий Власенко

Из древесины дуба человек умеет мастерить тысячи вещей, но никому не удасться сделать чудо природы — желудь. Георгий Александров

Люди всего мира подтирают себе задницы прекраными деревьями. Джек Керуак

Леса учат человека понимать прекрасное. Антон Чехов

Терпение произрастает не на каждом дереве. Томас Фуллер

Кто рубит сук, на котором сидит, тот еще не спустился с дерева. Владимир Колечицкий

Докапываясь до корней не погуби дерева. Стас Янковский

Лес заботится не о каждом своём дереве. Георгий Александров

Любовь не вечна, но она даёт новое вечнозелёное дерево жизни. Георгий Александров

Если нашему человеку дать свободу передвижения, он снова залезет на дерево и начнёт мечтать о цивилизации! Сергей Мырдин

Вот долг настоящего человека: защищать всех, как дерево защищает путника от палящего солнца, и трудиться, чтобы многие люди наслаждались тем, чего он достигнет, подобно тому как приносит плоды плодородное дерево. Тамил Катрен

Доверчивость притягивает обман, как одинокое дерево в поле — молнию. Юрий Татаркин

Доверчивость это хиленький саженец пышного дерева веры. Юрий Татаркин

Характер подобен дереву, а репутация — его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве. Авраам Линкольн

Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. Александр Дюма (сын)

Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов. Александр Поп

Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево. Мартин Лютер

Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам. Козьма Прутков

Рисунки на ногтях